Во всех нарядах были хороши…

main В конце минувшей недели Липецк, без всякого преувеличения, стал центром декоративно-прикладного искусства всей страны. Форумы, прошедшие в областном выставочном зале и Областном центре культуры и народного творчества, собрали около двух сотен мастеров народных промыслов из десятков регионов России.

Явление ижорского всадника

Проводимый один раз в два года Межрегиональный фестиваль-конкурс традиционной народной игрушки «Ты душа моя, игрушечка!» в нынешнем году стал третьим по счету. Особенность, отличающая его от многих подобных, в том, что блеснуть талантом уже признанные мастера гончарного промысла приезжают вместе со своими учениками и участвуют в выставке работ и конкурсном испытании по изготовлению игрушки на заданную организаторами тему. Помимо народных умельцев глиняной, фестиваль собирает также народных умельцев текстильной куклы.

Большинство экспозиций представляли школы, хорошо известные каждому, кто хоть немного интересовался историей промысла. Старооскольская, рамонская, кожлянская, возрождаемая из небытия игрушка из умирающей деревни Федоровка Тамбовской области, наша родная игрушка-романушка…

На этом фоне настоящей сенсацией стали экспонаты, привезенные в Липецк народным мастером России, гончаром из Ленинградской области Николаем Подрезовым.

Казалось бы, самый обычный для подобного рода промыслов образ всадника. Разве что малость гротескный, даже чуть нелепый по исполнению. Но приглядевшись, отчетливо видишь в глиняной фигурке очертания… стоящего сегодня у Мраморного дворца Петербурга памятника императору Александру III. Да, да, того самого! Высмеянного Ильей Репиным, Василием Розановым и народной молвой: «На комоде – бегемот, на бегемоте – обормот, на обормоте – шапка…». История же появления игрушки-памятника заставляет удивиться еще больше.

– Ижора – один из коренных малочисленных народов России, его представители жили когда-то на территории современной Ленинградской области, – рассказал Николай Подрезов. – Занимались в основном рыболовством. А ижорские гончары, кроме посуды, делали также детали рыболовных снастей. Создавали и не отличавшиеся разнообразием игрушки-свистульки, которые продавали в Ямбурге – нынешнем Кингисеппе. Значительную часть населения города тогда составляли военные. Возможно поэтому, а также оттого, что Александр III прослыл миротворцем, император был очень любим народом. А после того, как в столице ему установили памятник, тиражировать скульптуру в меру своих способностей и стали ижорские гончары.

Множество осколочных частей таких, ранее не известных даже специалистам, свистулек ижорского всадника Подрезов обнаружил в ходе недавних экспедиций и раскопок, проведенных в местах проживания народа ижоры. Удалось энтузиастам пообщаться и с последним из мастеров. Выполненные Николаем Подрезовым реплики ижорских глиняных игрушек приобрел для своей коллекции Государственный Эрмитаж. А выставочный зал Липецка стал одной из первых экспозиционных площадок страны, на которой случилось явление «ижорского всадника» народу.

***

В минувшую субботу липчане встречали гостей Межрегиональной выставки-конкурса народного декоративно-прикладного искусства «Нет живописней русского наряда», которая прошла в Областном центре культуры и народного творчества.

– Мы собрали самых лучших мастеров традиционного костюма и лучших кукольниц из России и районов нашей области, чтобы в очередной раз показать красоту и уникальность одежды, которую веками создавали и с гордостью носили наши предки, – поделилась одна из главных инициаторов проведения липецкого конкурса, заведующая отделом традиционного народного творчества ОЦКНТ Вера Живанович. – Многие, откликнувшиеся на наше приглашение, оказались в Липецке впервые. Это говорит о том, что с каждым годом престиж конкурса повышается, он становится все популярнее в профессиональной среде. Наша главная задача – сохранить характерные для той или иной местности традиции народного костюма. Не менее важно, чем уметь сделать его так же, как наши предки, знать, как правильно и по какому поводу носили каждый из предметов старинной одежды. Этого порой не могут вспомнить даже старушки – живые свидетельницы тех времен, так что увидеть эти нюансы можно лишь на старых фотографиях.

Образы крестьян Липецкого и соседних уездов позапрошлого века были представлены на фотовернисаже в фойе Центра культуры. Неподалеку развернулась масштабная выставка изделий старых и современных мастеров, начали работу мастер-классы по изготовлению деталей традиционной одежды для всех желающих.

Казалось бы, выбрать победителя в подобном конкурсе несложно: лучший тот, кто точнее других повторит все детали и тонкости костюма из музейной коллекции.

– На самом деле таких критериев оценки придерживаются лишь в конкурсной номинации «реконструкция, реплика этнографического русского костюма», – объяснил член жюри, известный в России собиратель и исследователь русского народного костюма Сергей Глебушкин, обладатель коллекции из более чем 50 комплектов крестьянского праздничного и будничного костюма различных регионов России. – В двух других номинациях – «сценический народный костюм» и «русские традиции в современном костюме» – допускаются авторские интерпретации. Но при этом конкурсный образец должен быть выполнен не просто в стиле «а-ля рюс», а нести в себе истинные народные традиции, начиная от правильного кроя и заканчивая сохранением обережных черт выполненного исключительно вручную орнамента. В этом смысле все участники липецкого конкурса показали высокий класс. То, как относятся в Липецкой области к сохранению наследия народного творчества, не может не радовать.

Апофеозом праздника стало дефиле участников конкурсной программы. Жюри и зрителям продемонстрировали не только отдельные костюмы из прошлого, но и целые коллекции современной одежды, выполненной в традиционном русском стиле. А юные артисты театральной студии «Арлекин» Центра детского творчества села Измалково даже представили мини-постановку на темы русских народных сказок.

– Большинство нарядов, в которых выступали наши дети, традиционные для измалковского края, – рассказала руководитель студии Елена Шмелева. – Вот эта юбка-понева и вышитая вручную кофта достались мне от мамы, а когда-то принадлежали моей прабабушке. Так что им никак не меньше полутора сотен лет, как и рубахам, что на наших мальчишках. Лапти тоже настоящие. Остальные сценические костюмы делаем сами, но по старинным образцам и выкройкам.

Бережное отношение измалковцев к наследию прошлого не осталось незамеченным. «Арлекин» занял призовое место в конкурсной номинации «сценический костюм». Отразить русский дух в современном костюме лучше других удалось липчанке Елене Воропаевой, ельчанке Светлане Бельских и молодым мастерицам с факультета дизайна ЕГУ имени И.А. Бунина. Еще один творческий коллектив елецких студенток первенствовал в «реконструкторской» номинации, разделив первое место с мастером из Скопинского района Рязанской области Татьяной Мякушеной. А дипломы лучших мастериц авторской и традиционной кукол увезли в Старый Оскол Белгородской области Елена Ислентьева и Наталья Никишина.

Источник lpgzt.ru