Как заставить «петь» глину

1313_foto под таким названием 16 октября в Кореневском краеведческом музее открылась выставка-продажа глиняной игрушки.

Здесь представлены все экспонаты известных курских мастеров - Валентина Ивановича Круподерова и Натальи Васильевны Коровиной.

Их творческий путь начался в стенах художественно-графического факультета КГПИ. Наталья Васильевна долгое время работала художником-оформителем, потом занялась глиняной игрушкой.

Валентин Иванович работал преподавателем скульптуры ДХШ №2 им. Дейнеки г. Курска, участвовал в городских и областных выставках и фестивалях. В 2007 году награжден медалью VII Курской Коренской ярмарки за возрождение традиций.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные «достопримечательности» можно обнаружить во многих областях России. В каждой из них секрет народного промысла трепетно оберегают и передают от отца к сыну на протяжении веков.

Первые известные игрушки относятся ко II веку до н.э. В давние времена их использовали как ритуальные фигурки, связанные с обрядами календарных сельскохозяйственных праздников, сопровождающихся свистом, отсюда и свистульки. По славянским понятиям, свист отгоняет «нечистую силу». Изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику «свистопляске», посвященному Яриле – славянскому богу солнца и плодородия. Игрушки в давние времена имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья.

В основе всех народных глиняных игрушек лежат три образа: конь, птица и баба. Из них с незначительными изменениями создавались другие. Из птички рождаются все свистящие игрушки. Конь может превратиться в корову, козу или барана. Баба становится основой многофигурных композиций или трактуется по-разному в местах обитания игрушечных промыслов.

Пластика и размеры глиняной игрушки были рассчитаны для ребенка. Всё чрезмерное, лишнее отсекалось. Создавался лаконичный образ игрушки с тайной, сказкой, заложенной веками, и будилась детская фантазия: что скрывается за этим образом.

В дальнейшем, когда свистулька перестала выполнять обрядовые функции, её развитие пошло по двум направлениям. Первое – это распространенный во многих странах духовой музыкальный инструмент - окарина со свистковым устройством, род флейты. И второе – народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом, к примеру, в виде птицы или частью композиции, как у филимоновской барыни с птицей-свистулькой под мышкой.

Оказавшись на выставке в окружении глиняных сокровищ, невольно переносишься на столетия назад, на долгожданную крестьянскую весеннюю ярмарку. Мимо тебя проходят нарядные барыни в кокошниках, птицы-свистульки поют первые трели, гармонист на завалинке веселит народ частушками… Глядя на эти глиняные фигурки, понимаешь, что это не просто игрушка, а целый образ времени, народа, его глубинная мудрость.

Посетив эту уникальную выставку, вы окунётесь не только в мир декоративно-прикладного искусства, но и почувствуете, как светло станет на душе, потому что глина оживает в руках настоящих творцов.

Увидеть все великолепие и разнообразие изделий из керамики жители и гости Кореневского района смогут до 3 ноября. Посещение выставки позволит зрителям полюбоваться скульптурами малой формы, скульптурными композициями, а понравившуюся работу можно приобрести на память.

Источник: голос-района.рф